Детско-родительские отношения — консультации и рекомендации

Содержание
  1. Основная часть. Информация для родителей.
  2. Тема 4. Девиации поведения в подростковом возрасте (зависимости и созависимости)
  3. Игры на формирование коллектива родителей
  4. Мы вместе!
  5. Гусеница
  6. Ленточки
  7. Основная часть. Упражнение «Коллаж семьи» (30мин) .
  8. Разминка. Упражнение «Зеркало» (10 мин) .
  9. Специфика
  10. Доверие — база для благополучия семьи
  11. Тема 8. Психологическая коррекция детско-родительских отношений
  12. Основная часть. Упражнение «Двое с одним фломастером»
  13. Особенности диагностико-корреционных занятий
  14. Игры для знакомства людей друг с другом
  15. Снежный ком
  16. Имя – движение (вариант «Снежного кома»)
  17. Автопортрет
  18. Три детали
  19. Вот так встреча!
  20. Клубок
  21. Основная часть. Упражнение «Неожиданные картинки» (30 минут).
  22. Межполушарные связи – что это?
  23. Признаки слабого развития межполушарных связей у детей
  24. Тест
  25. Причины
  26. Тема: Как верить в «двоечника»
  27. Основная часть. Упражнение 2. «Неформальное общение».

Основная часть. Информация для родителей.

«Ты – сообщения» часто нарушают процесс общения, так как вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель.

Примеры «Ты — сообщений»: «Ты всегда оставляешь грязь после себя». «Прекрати это делать». «Тебе сто раз нужно повторять одно и тоже и т.д.

«Я – сообщения» являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка с целью изменения его поведения, которое родитель не приемлет. Для примера возьмем схему сообщения для родителя, который устал и не желает играть со своим сыном.

«Ты – сообщение».

Родитель устал – « Ты меня утомил» — Реакция ребенка « Я – плохой».

« Я — сообщение».

Родитель устал – «Я очень устал» — Реакция ребенка – Папа устал.

Знакомство родителей с моделью «Я — сообщений».

«Я – сообщение включает в себя 3 основных компонента:

  1. Описание ситуации (когда, если), вызвавшей напряжение.
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации (Я чувствую).
  3. Предпочитаемый вами исход (Мне хотелось бы).

Пример: « Когда я вижу грязь на полу, мне становится очень обидно. Я бы очень хотела, чтобы ты снимал ботинки в коридоре».

Практическая часть.

Упражнение № 1

(Все сидят в кругу). Родители работают со схемами «Я — сообщения» (см. Приложение № 2).

Инструкция один из родителей описывает какой-то факт поведения ребенка, который для него неприемлем, остальные формулируют «Я — сообщения» и затем предъявляют в кругу (15 мин).

Упражнение №2.

Инструкция один из родителей – ребенок, второй – его мама. Проговаривают приготовленное заранее «Ты сообщение» родителю – «ребенку», а задача второго участника в паре переформулировать его в «Я — сообщение».

Затем участники меняются ролями.

Примеры «Ты — сообщения».

«С тобой бесполезно что-то обсуждать, никогда ничего не слушаешь».

«Уроки ты сделать не можешь, комнату убрать свою не можешь. Ты сам вообще что-то можешь?»

«Сколько раз тебе говорить, чтобы ты мыл руки после улицы» (15 мин)

Обсуждение упражнения.

  1. Какие чувства Вы испытывали в роли ребенка, когда Вам предъявлялось «Ты — сообщение». Что хотелось сделать или ответить?
  2. Трудно ли было формулировать «Я — сообщения», если да, то в чем состояла эта трудность? (10 мин)
  1. Информация для родителей.

«Временной» или «постоянный» язык.

Примеры фраз на постоянном языке: «Ты всегда играешь, а не занимаешься». «Все время опаздываешь». «Вечно ты бросаешь вещи, где попало».

Примеры фраз на временном языке: «Сегодня твои вещи лежат не на месте». «Ты играешь уже 1,5 часа, а занимался только 10 минут», «Ты опоздал сегодня на 15 минут» (5 мин).

Упражнение № 1 (все сидят в кругу).

Инструкция: каждый из родителей, по очереди, придумывает или вспоминает фразу на постоянном языке, которую он наиболее часто произносит в отношении своего ребенка или членов семьи, а остальные участники переформулируют ее на временной язык (10мин)

Тема 4. Девиации поведения в подростковом возрасте (зависимости и созависимости)

  • Понятие зависимости. Особенности зависимого поведения у подростков.
  • Понятие созависимости. Особенности психологической работы с созависимыми отношениями с подростком и его семьей.
  • Типичные установки созависимых родителей. Иллюстрация и совместный разбор конкретных примеров.
  • Наиболее частые типы семейных ситуаций зависимого подростка: матери-одиночки, разведенные родители, дети-сироты, родители, употребляющие алкоголь и психоактивные вещества, многодетные семьи, брошенные дети, усыновленные дети.

Практическое арттерапевтическое упражнение по работе с чувствами и упражнение по работе с границами. Обсуждение. Анализ работ, обсуждение особенностей выполнения таких упражнений различными «поведенческими типами» родителей.

Работа с сопротивлением. Задачи психолога, тактика работы: поддержка, жесткость правил, проработка личностной невключенности.

Игры на формирование коллектива родителей

Такие игры развивают доверие, способствуют сплочению коллектива.

Мы вместе!

Родители и дети встают друг за дружкой, держась за талию впереди стоящего участника упражнения. В таком состоянии они выполняют несколько заданий.

  • Пройтись «змейкой».
  • Обойти большой круглый пруд.
  • Пройти через дремучий лес.
  • Убежать от диких зверей.
  • Перебраться через болото.
  • Вернуться на исходное место.

В течение всего упражнения нельзя опускать руки, отцепляясь от товарищей.

Гусеница

Играется как предыдущая игра, только задания можно предложить другие. Вся команда — это гусеница, поэтому все вместе показывают, как она спит, встаёт, умывается, потягивается, делает зарядку, ест, ползёт и т.п.

Главное правило — гусеница должна не потерять своих участников.

Ленточки

Воспитатель раздаёт родителям атласные узкие ленты длиной 40-50 см. Играющие связывают свои части лент в одну длинную, находя что-либо общее, что их объединяет. Например, профессия, увлечения, интересы, имена, любимые занятия и пр. затем все по очереди поясняют, что именно позволило им объединиться с остальными игроками.

Основная часть. Упражнение «Коллаж семьи» (30мин) .

Цель: Сплочение членов семьи.

Инструкция : родитель и ребенок совместно выполняют коллаж своей семьи, используя вырезки из журналов

Обсуждение упражнения (10 мин) .

Каждая семья представляет свой коллаж. Остальные члены группы могут задавать уточняющие вопросы.

Упражнение «Репортер» (20 мин) .

Цель: «Исследование межличностных отношений в семье».

Инструкция : ребенок выходит в центр круга. Мама в роли репортера: « Представь себе, что сейчас по телевизору выступает твоя мама и ей репортер задает вопросы о ее ребенке, то есть о тебе. Но сейчас ты будешь выступать в роли своей мамы и попробуешь ответить на вопросы о тебе, так, как бы отвечала твоя мама. Для ввода в роль ребенку задаются вопросы об имени (он должен представиться именем мамы), о профессии, возрасте. Затем репортер спрашивает ребенка непосредственно о нем самом.

Примерный перечень вопросов: «Скажите, у Вас есть ребенок, как зовут, сколько ему лет?», « Расскажите, какой у Вас ребенок?», «Чем Вы любите заниматься вместе?», «Представьте, что Вас сейчас смотрит ребенок, что бы Вы ему сказали?». В роли опрашиваемого должен побывать каждый ребенок, если у вас их двое или трое детей. Затем в центр круга вызывается родитель и он отвечает на вопросы о маме из роли ребенка. Перечень вопросов примерно такой же.

Обсуждение упражнения (10 мин ).

Разминка. Упражнение «Зеркало» (10 мин) .

Инструкция участники становятся лицом друг к другу. Один — «зеркало», второй – человек, стоящий перед ним. Человек показывает разные движения, зеркало должно как можно точнее повторить их. Затем игроки меняются ролями: те, кто был «зеркалом», становится человеком, а человек – «зеркалом».

Упражнение «Построение» (5 мин) .

Инструкция ведущий задает какой- либо признак для построения, участники должны за определенный промежуток времени выполнить его за 1 мин.

-построение в шеренгу по росту;

-по цвету глаз (в начале- темноглазые, в конце- светлоглазые);

-по размеру обуви.

Упражнение «Домик» (15 мин) .

Инструкция участникам дается задание нарисовать свою семью в виде домика и подписать, какая часть дома символизирует какого члена семьи. Например, крыша — папа, фундамент — мама , окошко — ребенок и т.д.

Обсуждение упражнения.

  1. Почему тот или иной член семьи выбран этой частью дома.

Тренер расшифровывает обозначения частей домика: фундамент-это основание дома, тот член семьи, на ком все держится и на кого все давят. Крыша- тот член семьи, который отвечает за безопасность. Стены — несущая конструкция дома, без этого члена семьи все рухнет. Окна- это тот член семьи, ради которого все делается(чаще всего окна- это дети), труба- тот член семьи, который отвечает за эмоциональные отношения в семье. Двери — контакты.

Специфика

Тренинги для родителей – обязательный пункт образовательного процесса в любом современном дошкольном учебном заведении. Согласно проведенному экспертами ВШЭ исследованию в среднем 65% матерей и 45% отцов испытывают потребность в посещении дополнительных занятий по воспитанию и развитию детей.

Тренинг для родителей в ДОУ или любом другом центре проводится в разрезе тех проблем, с которым чаще всего сталкиваются мамы и папы:

  • взаимоотношение ребенка с родителями и социумом;
  • поведенческий аспект (детские поступки и реакции на них);
  • образование и приобретение полезных умений;
  • психологическое развитие ребенка и его соответствие нормам;
  • физическое здоровье и развития дошкольника.

Занятия для родителей дошкольников имеют определенную специфику. Дело в том, что психофизиологические особенности ребенка, еще не посещающего школу, часто совпадают с детьми, которым уже исполнилось 10–12 лет. Поэтому и тренинги чаще всего ориентированы на родителей малышей и подростков от 3 до 12 лет.

Тренинг для родителей дошкольников стоит пройти, если в поведении ребенка отмечаются следующие нежелательные тенденции:

  • частая скука, невозможность самостоятельно организовать свой досуг;
  • ребенка сложно оторвать от просмотра мультфильмов или гаджетов;
  • отмечается отставание в развитии от сверстников;
  • отсутствует интерес к развивающим играм, чтению, письму, выполнению дел по дому и пр.;
  • частые капризы, истерики.

Занятия показаны и в ситуациях, когда сложности испытывает сам родитель. К таковым относятся страхи за будущее ребенка, чувство раздражения от его неудач, невозможность подобрать эффективные методы воздействия и др.

Детско-родительский тренинг для дошкольников полезен не только тем, кто столкнулся со сложностями в воспитании. Занятия будут интересны:

  • тем, кто только планирует стать родителями;
  • неполным семьям, стремящимся обеспечить ребенку максимум внимания и заботы;
  • семьям, в которых произошли изменения (рождение нового ребенка, развод и пр.);
  • бабушкам и дедушкам.

В ряде случаев занятия полезно посетить специалистам, работающим с детьми (педагогам, воспитателям, тренерам, няням, тьюторам).

Доверие — база для благополучия семьи

Подумайте, что вы подразумеваете под словом «воспитание»? У большинства людей оно ассоциируется с наказаниями, чтением нотаций и постоянными поучениями, как нужно жить. Родители до сих пор воспринимаются не как наставники и старшие друзья, а как надсмотрщики, задача которых — всё время следить, чтобы ребёнок «вёл себя прилично».

Предполагается, что у ребёнка таким образом сформируются определённые черты характера. Но правда в том, что воспитание — это непрерывный и непроизвольный процесс, а не отдельные поучения. Он идёт всё время, независимо от желания родителей. Дети воспитываются постоянно: наблюдая за взрослыми и подражая им, слушая, как они общаются друг с другом, в процессе совместных действий и даже в каких-то бытовых ситуациях вроде совместного похода в магазин. И мы сейчас не учитываем то, что на развитие личности влияют далеко не только родители.

Именно поэтому в детско-родительских отношениях важно постоянное взаимодействие, эмоциональное и основанное на доверии. Если доверительных отношений с родителями нет, если всё общение сводится к тому самому целенаправленному воспитанию, ребёнок чаще всего чувствует себя покинутым, нелюбимым

Он находится в постоянном стрессе, пытается заслужить любовь всеми возможными способами, и все его ресурсы уходят только на это. Сил на учёбу, игру или социализацию уже не остаётся.

Следствием этого часто бывает неблагополучная обстановка в семье, появление у ребёнка зависимостей, в которых он пытается найти утешение, психосоматические болезни. Во взрослом возрасте это приводит к психологическим травмам, проблемам в отношениях в собственной семье, низкой самооценке. Наконец, человек, у которого было нарушено доверие к родителям, перестаёт доверять миру, относится к нему враждебно и сам постоянно чувствует ответную враждебность.

Тема 8. Психологическая коррекция детско-родительских отношений

  • Семья, как единица психического анализа.
  • Методы семейной диагностики (рисунок семьи, анализ семейных взаимоотношений (ABC)).
  • Нарушение межличностной коммуникации в семье.
  • Семейная поведенческая терапия:
    • Коррекция стиля воспитания.
    • Коррекция детско-родительских отношений.

В результате вы узнаете: о причинах непослушного поведения ребенка, объективных закономерностях возрастных перемен отражающихся на взаимоотношениях ребенка и родителя, овладеете конструктивными технологиями изменения нарушенных отношений, научитесь планировать стратегию управления этими изменениями и учитывать основные препятствия в процессе управления изменениями.

Основная часть. Упражнение «Двое с одним фломастером»

(пары — родитель и ребенок сидят за столами рядом друг с другом).

Цель: обучение навыкам сотрудничества.

Инструкция: «Сейчас вы – одна команда, которая должна нарисовать картину. И рисовать вы должны одним и тем же фломастером. При этом строго-настрого запрещается говорить друг с другом. Оба человека в паре должны постоянно держать фломастер в руке, не выпуская его ни на мгновение. Если захочется, вы можете время от времени поглядывать на партнера, чтобы увидеть, как он себя при этом чувствует и понять, что он хочет нарисовать. Рисуем в течение 5-ти минут.

После завершения показать свои работы остальным участникам группы.

Обсуждение упражнения.

  1. Сложно ли вам было рисовать молча?
  2. Пришли ли вы со своим партнером к единому мнению?
  3. Трудно ли было от того, что изображение постоянно менялось?(10 мин).

Упражнение «Что говорит тебе кукла?» (15 мин).

Цель: выявить актуальные проблемы участников группы.

Инструкция : «К нам пришла очень мудрая дама. Возьми ее так, чтобы она смотрела на тебя. Что она говорит тебе?» Участник должен ответить на вопрос прямой речью. Например: «Миша веди себя прилично» или «Ты слишком доверчива, Таня».

Обсуждение упражнения. Заданная установка на мудрость и проницательность «дамы» способствует тому, что каждый участник игры вкладывает в уста «дамы» фразу, связанную обычно с актуальной для него проблемой.

Особенности диагностико-корреционных занятий

Для взрослых, которые приходят к психологу с проблемами во взаимоотношениях с ребенком, важным является видение такой картины, которая поможет более точно организовать коррекционную и развивающую работу. Такую работу нельзя представить без желания самих родителей изменить что-либо в своих взаимоотношениях с ребенком.

Результат диагностического обследования, представленный наглядно, как правило, способен заинтересовать родителей больше, чем устная беседа или консультация. Все это помогает педагогу-психологу в формировании мотивации для последующей коррекционно-развивающей работы.

В работе с детьми и родителями психологи используют несколько приемов:

  • проигрывание ситуаций,
  • создание фантазий,
  • замена ролей,
  • определение в игре разных ступеней психического развития;
  • проигрывание чувств, которые запрещены в семье.

Усилия родителей необходимо направлять на то, чтобы прояснить эмоциональное отношение ребенка к процессу и результату его деятельности. В ходе занятий ребенок и родители могут быть идентифицированы с разными социальными ролями.

При проведении коррекционно-развивающих занятий родителям должны транслировать положительный образ ребенка, поскольку в повседневной жизни взрослые чаще всего заостряют внимание на отрицательных проявлениях, редко признавая достоинства ребенка. Позиция педагога в диалоге с родителями — партнерская

Она исключает поучительный тон и наставления.

Игры для знакомства людей друг с другом

Снежный ком

Эта игра имеет несколько вариантов. Участники играют в кругу (сидя или стоя).

В классическом варианте играющие называют по очереди своё имя и имена всех людей, которые назвали себя ранее. Первый участник называет себя. Второй повторяет имя первого, затем называет своё. И так друг за другом по кругу. Первый участник после того, как последний выполнит задание, называет всех игроков по именам.

Есть ещё вариант этой игры, он усложняется тем, что участники не только говорят, как их зовут, но и характеризуют себя одним словом, начинающимся на первую букву имени. Например, Ольга — озорная. При этом если в игре участвуют тёзки, они должны подобрать разные слова-характеристики к своим именам. Например, если одна Ольга, говорит, о себе — «озорная», то другая может охарактеризовать себя, как «ответственная» и т.д.

Имя – движение (вариант «Снежного кома»)

Игра усложняется тем, что игроки помимо того, что называют своё имя, показывают при этом какое-нибудь движение. А все последующие участники должны повторить эти движения и назвать имена всех предыдущих людей, а потом предложить новое движение, назвав себя.

Автопортрет

Каждый игрок по очереди «рисует» свой автопортрет. Можно рассказать ос себе или охарактеризовать себя с помощью каких-либо предметов.

Три детали

Играется в паре. Первый участник выкладывает на стол перед собой три предмета, которые имеются у него с собой. Второй человек по этим предметам предполагает, чем интересуется, какие имеет склонности их владелец. Затем играющие меняются ролями.

Вот так встреча!

Родители свободно общаются между собой в течение 10 минут. Их задача: найти среди присутствующих людей, похожих на себя по какому-либо признаку. К примеру, любит горы; день рождения в июне; коллекционирует марки; имеет двоих детей; живёт на 3 этаже и пр. Каждый играющий должен найти как можно больше игроков, имеющих похожие с ним увлечения, качества.

Клубок

Все родители на собрании в детском саду становятся в круг. Воспитатель, начиная игру-знакомство, перебрасывает клубок кому-нибудь из играющих и называет своё имя и увлечение. Далее клубочек перебрасывается от одного к другому. Когда все игроки держат в руках нить, клубок начинают сматывать, называя имя и интересы игрока, от кого пришла нитка клубка.

Основная часть. Упражнение «Неожиданные картинки» (30 минут).

Участники сидят в кругу.

Цель: Повышение групповой сплоченности.

Каждому участнику берет лист бумаги и фломастер.

Инструкция :

1. «Возьмите лист бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картинку (участники рисуют в течение 2-х минут).

2. Через 2 минуты перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину (2минуты).

3. Через 2 минуты снова передайте свой рисунок соседу слева, продолжайте рисовать.

В конце упражнения каждый участник получает ту картину, которую он начал рисовать.

Обсуждение упражнения.

Межполушарные связи – что это?

Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.

Межполушарные связи предопределяют:

  • качество восприятия и обработки информации;
  • эмоциональную стабильность;
  • координацию и баланс.

Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.

Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.

Признаки слабого развития межполушарных связей у детей

Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.

Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам:

  • ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст;
  • он с трудом описывает ситуацию по картинке;
  • не может адекватно оценивать эмоции других людей;
  • пишет буквы в зеркальном отражении;
  • часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно;
  • испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми;
  • затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора;
  • у ребенка может меняться ведущая рука.

В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.

Тест

Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи небольшого теста:

Попросите его завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.

Причины

Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.

Тема: Как верить в «двоечника»

Ну, кто из нас мечтал вырастить двоечника?

Вопросы у родителей обычно такие: «Почему он не хочет учиться? Как заставить его учиться?» И только у немногих: «Как ему помочь?»

Начну с парадоксальной мысли. Никто из детей не хочет учиться. Ни один. Так почему они не просто учатся, а даже учатся хорошо? Ответов несколько. Некоторые учатся, потому что интересно. Хороший учитель, интересно рассказывает. Меняется учитель, и оценки снижаются. Некоторые учатся потому, что родители вбили в голову правило «надо хорошо учиться (чтобы быть хорошим)» + «родителей надо слушаться (а то не будут любить)». Такие дети знают ровно столько, сколько надо, не больше. Некоторые учатся, чтобы быть в чем-то первыми. Им надо в чем-то быть лидерами. Но не один ребенок не имеет той взрослой ответственной мотивации: «Надо учиться, так как я пойду в институт, стану работать и мне нужны будут все мои знания и навыки».

Чтобы понять феномен «двоечника», нам надо вспомнить о «симптоме» в семье-системе. Это как развитие хронической болезни. Сначала есть «маячки»: тут заболело, гам покалывает. Съедим анальгин, чтобы не слышать себя, чтобы не отвлекаться. И тогда «маячки» усиливаются, становятся чаще. Организм в желании что-то нам сказать переходит на крик, то есть выдает нам такой симптом, от которого трудно отвернуться. «Двоечники» тоже с чего-то начинают: обижаются, капризничают, плачут. Но не добиваются привлечения нужного им внимания. Тогда подключаются учителя: двоечник очень неудобен. Родители включаются, но уже слишком поздно. Первоисточник найти сложно, он остался где-то в прошлом. Один мой знакомый «двоечник» очень тяжело переживал рождение брата. Мама перестала быть с ним близкой, была все время занята. Отец их бросил. (Все дети испытывают бессознательную вину за смерть или уход родителя из семьи. Они рассуждают примерно так: «Он меня бросил, потому что я плохой»). С мальчиком стала больше заниматься бабушка. На двойки он скатывался полтора года. Потом он стал еще «хулиганом». Мама забила тревогу только тогда, когда встал вопрос об его исключении из гимназии. Мама очень хотела заставить его учиться. Потом искренне захотела помочь. Но мы столкнулись с тем, что она перестала в него верить. Мы стали вспоминать, что он делает хорошо, как она гордится им. Оказалось, прекрасно вел себя в гостях. Подруга его хвалила, а мама не верит, говорит: «Что-то с ним случилось, не мог он хорошо себя вести». Или говорит: «Вообще, сложная программа в гимназии, ему сложно справляться». Хотя три начальных класса он был почти отличником. Вся семья-система пришла к противоречию: с одной стороны, удерживают его в этой роли, сохраняя стабильность; с другой стороны, дошли до предела, если выгонят из гимназии, стабильности тоже не будет

Почему же этот мальчик так устойчив в своем нежелании учиться? У него был целый букет причин, чтобы вести себя именно так: и внимание мамы (пусть ругает, лишь бы замечала меня); и быть в чем-то первым (пусть двоечник и хулиган, зато первый из худших); а еще мирить маму, бабушку и нового отчима (когда они ругают меня, то не ругаются друг с другом). Человек, несущий на себе такой крест, вызывает уважение

Основная часть. Упражнение 2. «Неформальное общение».

Группа делится на «родителей» и «детей».

«Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю».

«Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями

Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку

Упражнение «Семейные заповеди» (20 мин).

Родители и дети сидят в кругу, объединившись в пары

Цель: исследование семейных традиций, ценностей.

Инструкция родители вместе с ребенком составляют список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи).

Затем происходит взаимообмен написанным в кругу.

Обсуждение упражнения (10 мин) .

Какие заповеди Вас удовлетворяют, а какие нет?

Оцените статью
Карусель
Добавить комментарий