Ребенок бьет себя по голове: как реагировать родителям?

Как можно наказывать детей?

Если рука рефлекторно тянется к ремню, задумайтесь – пора остановиться. Что для вас важнее – доверие родного человечка или его боль и злоба? Попробуйте обойтись словами вместо рукоприкладства. Даже самые маленькие дети все понимают, даже если вы считаете иначе. Главное – подобрать нужные слова.

Если ваше чадо совершило проступок и действительно нуждается в воспитательных мерах, попробуйте на некоторое время ограничить ваше с ним общение. Сформулировать для ребенка свою позицию можно фразой примерно такого содержания: «Ты знал, что так поступать нехорошо, но нарушил запрет, я тебе теперь не доверяю и мы прекращаем диалог».

Дайте ребенку почувствовать холод в ваших отношениях. Игнорируйте его реплики, мимику, интонации. Подобные переживания принесут терапевтический эффект, как и фразы типа: «Я разочарован в тебе, поэтому поеду развлекаться без тебя, ты остаешься дома». Главное – сдержать свое слово и оставить провинившегося ребенка без совместного отдыха, радости, наслаждения. Суть в том, что вы наказываете его, а не себя вместе с ним, поскольку вы получаете желаемое, а ребенок – нет.

Чем младше чадо, тем быстрее оно понимает – надо кричать во все горло слова типа «Мамочка, я так никогда больше не поступлю!», вымаливать прощение причитаниями и таким образом разжалобить наказавшую его маму. У некоторых детей это перерастает в устойчивую привычку. Они сначала нарушают запреты, а потом считают, что можно «горлом вымолить прощение».

Но спешить и моментально всё прощать не стоит. Иначе ваше далеко не глупое чадо очень быстро смекнет, что можно делать всё, что угодно, а потом произнести заветные слова «Мамочка, прости, я так больше никогда не буду» – и вуаля! Ты прощен, мама простила, можно пакостить дальше! Не доводите до такого.

Лучше добиваться исправления, перевоспитания не словом, а делом. Починить сломанное, собрать рассыпанное, вытереть разлитое. Если очень долго досаждал окружающим своим шумным поведением, значит должен научиться тихо говорить, передвигаться бесшумно. И ровно столько, сколько перед этим был в роли источника шума.

Жизнь большая, и нельзя точно подобрать заранее универсальные ключи к разрешению каждой проблемной ситуации. Но некоторые условные законы, заповеди воспитания могут дать некую поддержку.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Что значит тахикардия у ребенка?

Детские кардиологи считают заболеванием, когда число ударов сердца в минуту превышает норму на 20-30.

На заметку! В синусовом узле в правом предсердии зарождается импульс, который распространяется на предсердия и заставляет их сокращаться. Импульс на короткое время задерживается в атриовентрикулярном узле между желудочками и предсердиями и передается на желудочки, вызывая их сокращение. Синусовый узел самостоятельно создает импульсы внутри себя с определенной частотой. Это называется «синусовый ритм».

Тахикардия – это не самостоятельное заболевание, а признак какой-то другой патологии. Однако бывает физиологическая тахикардия, которая возникает при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении, во время еды, при подъеме температуры тела. Это состояние совершенно неопасно и не угрожает жизни ребенка. Тахикардия может возникать даже у новорожденного ребенка, если он смеется, старается совершать новые для него движения и др.

Почему дети бьют себя по голове после года?

Куда сложнее решить проблему с детьми после года. Как правило, это формирующиеся личности, которые имеют свои желания и потребности. Они ударяют себя по голове зачастую осознанно.

Если кроха один раз увидел, что родители посмеялись над его плохим поведением или среагировали интересным для него образом, то он будет повторять свою привычку снова и снова, добиваясь прежней реакции матери и отца.

Ребенок бьет себя по голове | Mamalara.ru

После года малыш ещё не осознает, что он самостоятельная личность. Многие дети ощущают себя частью мамы, поэтому так сильно переживают, когда мама уходит из комнаты или оставляет малыша с другими родственниками.

Малыш остро чувствует настроение и переживание матери, перенимая их как свои. Итак, если мама ругает ребенка за плохое поведение, то он чувствует себя не только виноватым, но и ощущает острое желание наказать самого себя. В качестве наказания для него отличным способом станет битье по голове.

У любого ребенка есть определенные кризисы, с которыми он сталкивается. Первый называется кризис 3 лет. Очень часто родители уверяют, что малышей в это время будто подменили. Уже на смену послушному и доброму ребенку приходит неуравновешенный вредный и непослушный младенец.

Ребенок в 3 года осознает себя полноценной личностью, пытаясь проявить это во всем. Когда его не хотят слушать или отказывают в свершении тех или иных поступков, то он выражает недовольство или агрессию тем способом, который наибольшим образом будет раздражать взрослых.

Причины заболевания

Рассмотрим отдельно причины патологии у грудных детей и дошкольников, школьников, подростков.

Грудные младенцы и дошкольники

У грудных детей выраженной тахикардией считается ЧСС более 200 в минуту. У дошкольников – в зависимости от возраста, более чем:

  • полгода – 185;
  • 1 год – 160;
  • 2 года – 150;
  • 3 года – 140;
  • 4 года – 135;
  • 5 лет – 120;
  • 6 лет – 115.

Причинами могут быть:

Часто дошкольники не хотят делать ЭКГ и вообще идти к врачу, они капризничают, беспокоятся, плачут. В таких условиях электрокардиограмма обязательно покажет, что у ребенка тахикардия. Поэтому исследование лучше проводить во время сна или после максимального успокоения.

Дети дошкольного возраста

Показатели выраженной тахикардии – следующие (более чем ударов в минуту):

  • 7 лет – 110;
  • 8-10 лет – 105;
  • 11 лет – 104;
  • 12 лет – 102.

Основные причины повышения ЧСС в этом возрасте – это эмоциональные и физические нагрузки. Однако есть ряд заболеваний, которые дают такую симптоматику в этой возрастной группе:

  • миокардит;
  • ревматическая лихорадка первичной формы;
  • синдром длинного интервала Q-T;
  • синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта.

При двух последних синдромах тахикардия не синусовая. При синдроме Вольфа-Паркинсона-Уайта она суправентрикулярная, а ЧСС повышается до показателей более 140 ударов в минуту. При удлиненном интервале Q-T появляются пароксизмы (усиление) желудочковой тахикардии, при этом могут случаться обмороки, а ЧСС увеличивается до более чем 140 в минуту.

Подростки

О выраженной тахикардии в этом возрасте говорят, когда пульс становится больше, чем (ударов в минуту):

  • 13 лет – 100;
  • 14-15 лет – 98.

Основные причины повышения значений ЧСС у подростка:

  • быстрый рост, вызывающий железодефицитную анемию;
  • увлечение диетами;
  • психофизическая утомляемость;
  • вредные привычки;
  • плохая физическая подготовка;
  • избыточная выработка гормонов щитовидной железы;
  • повышенное артериальное давление;
  • хронические патологии сердца и легких.

Причины ударов головой до 3 лет

Если ребенок часто бьется головой о твердые поверхности, матрас или диванную спинку – нужно проследить за его поведением на протяжении всего дня. Привычка наблюдается у детей в раннем возрасте. Иногда можно заметить, как малыш во сне начинает раскачивать головой, ударяясь о кровать. Это не связано с неврологическими или физическими нарушениями. Привычка уходит сама собой спустя несколько месяцев. Последствий для ребенка такие удары не вызывают. Они слишком легкие, чтобы малыш получил какую-либо травму.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенок часто падает и ударяется головой: в чем причина?

Чаще всего наблюдается такое поведение у полугодовалых малышей, а также в возрасте от 1 года до 3 лет. Детей, которые стучатся головой, насчитывается 5-10% от их сверстников. Мальчики подвержены привычке в 3 раза чаще, чем девочки. Очень редко это носит семейный характер. Родные братья и сестры имеют эту привычку в 20%.

В возрасте до 3 лет малыши ничего не делают ради корыстной цели. Их неадекватное поведение часто выглядит беспричинным. Явление связано со становлением эмоциональной сферы. Иногда родителей это настораживает и даже пугает. Психологи еще не определили точной причины, почему ребенок регулярно бьется головой об пол.

Главное и наиболее подходящее объяснение — он, раскачиваясь, пытается стимулировать развитие вестибулярного аппарата. Это позволяет ему контролировать вес тела, соблюдать равновесие. Иногда ребенок таким образом пытается себя успокоить. Укачивание в люльке — единственный способ, который знаком маленьким детям. Приглядитесь к своему карапузу — и вы сами поймете, что ритмичные покачивания ведут к тихому и спокойному сну. К тому же, ребенку спокойнее, если он находится возле стены, угла, кровати, дивана — он чувствует, что сможет опереться на них при необходимости.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него

В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение

А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется

 Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть: 

все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание.. В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения

Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Схватки: как понять, что они начались

Когда начинаются схватки, женщина может ощущать их по-разному.

Ощущения могут быть трех основных типов, которые часто описывают роженицы:

  • Боль в области поясницы.
  • Боль как при менструации.
  • Схваткообразные боли, которые распространяются по всему животу.

1. Начальная. Болезненность выражена слабо. Схватки короткие, и между ними достаточно длительные перерывы. Такое состояние может продолжаться до 8 часов. В это время будущей маме можно принять теплый душ или начать понемногу собираться в роддом. Желательно начать отмечать временные промежутки схваток, чтобы не пропустить их переход в следующую фазу.

2. Активная. Время схваток растет, перерывы становятся короче. Женщина может чувствовать дискомфорт до 1 минуты, после чего через короткий промежуток начинается новая схватка. Состояние длится от 3 часов. К моменту, когда между схватками проходит всего 5 минут, женщине крайне желательно уже быть под наблюдением врача.

3. Переходная. Эту фазу легко пропустить самостоятельно – она занимает от получаса до 2 часов и помогает шейке матки раскрыться до состояния полной готовности (7-19 см). В это же время женщина замечает отхождение слизистой пробки, которая в другое время «закрывает» шейку. Приближается время рождения ребенка2.

Принципы терапии судорог

Судорожные состояния у детей нуждаются в пристальном наблюдении неврологов. Лечение судорог проводится в условиях стационарного отделения. Оно направлено на нормализацию процессов метаболизма в организме ребенка, устранение патологических процессов в головном мозге. Медикаментозная терапия подбирается для каждого малыша индивидуально и зависит от вида судорог и причины их появления.

При возникновении генерализованного (развернутого) судорожного припадка необходимо вызвать «скорую помощь», так как ребенку надо ввести успокоительные и противосудорожные лекарства. До приезда медиков кроху следует раздеть, освободить его от пеленок. Если приступ затягивается, малыша госпитализируют в реанимационное отделение для проведения дальнейших неотложных мероприятий.

К сожалению, даже комплексная терапия не всегда гарантирует полное выздоровление, однако своевременное обращение к специалистам позволяет предотвратить осложнения и уменьшить продолжительность реабилитационного периода.

Диагностические процедуры

Прежде чем начинать какое-либо лечение, нужно обследовать ребенка у специалиста. После первичного осмотра врач-невролог направляет пациента на прохождение электроэнцефалографии. Она дает возможность выявить следующие показатели:

  • локальные общемозговые нарушения;
  • очаги патологической активности;
  • анализ состояния мозговой деятельности.

Повторное проведение исследований позволяет следить за эффективностью проводимой терапии. Обязательным является биохимический анализ крови. Если врач посчитает нужным, ребенок может быть направлен на МРТ.

Определить нервные тики у маленьких детей, установить их причины и назначить адекватное лечение – задача невролога. Но прямая обязанность родителей – обеспечить комфортное пребывание ребенка дома, в учебном заведении или на улице. Необходимо выяснить факторы, представляющие угрозу для психики малыша и любым способом устранить их. 

Разновидности нервных тиков у детей

Каждый ребенок отличается своей индивидуальностью, поэтому и нервные тики, возникающие по тем или иным причинам, бывают разными.

Тикозные проявления в целом имеют две разновидности:

  1. Двигательные (моторные). Они обнаруживаются спазмами отдельных мышц, их групп или движением конечностей, другими частями тела.
  2. Голосовые (вокальные). Их можно распознать в виде часто повторяющихся отдельных звуков, слогов, восклицаний, слов и даже фраз.

Обе группы делятся на простые и сложные тики. Здесь все понятно. Простая форма – какое-то одно короткое движение или звук, сложная – подключаются несколько мышечных групп, если присутствуют вокальные нарушения, в них тоже наблюдается прогресс.

Причины аутоагрессивных действий

Чаще всего аутодеструктивное поведение формируется у ребенка, который растет в неблагополучной семье. В подростковом возрасте ключевыми факторами становятся конфликты со сверстниками, педагогами, родителями.

Причинами расстройства могут стать:

Особенности психики. Прежде всего, аутоагрессией страдают эмоциональные дети и подростки, которые имеют низкую самооценку, отличаются замкнутостью, необщительностью, переменами в настроении. Такие дети готовы делить проблемы и тревоги близких.

Постоянное присутствие при конфликтах родителей. Если мама и папа ссорятся, дерутся, ругаются, у ребенка может возникнуть чувство паники, а также острая необходимость заступаться за обиженного близкого человека. Беспомощность и невозможность выразить эмоции может привести к аутоагрессии.

Физическое и словесное наказание. Применение насилия, ссоры, разговоры на повышенных тонах могут стать причиной того, что накопившийся негатив и обиду ребенок будет вымещать на себе и собственном теле в силу того, что не может ответить сильному взрослому

Недостаточное внимание со стороны взрослых может спровоцировать у малыша желание наносить себе вред и таким образом манипулировать родителями. При высоких требованиях ребенок в случае неудачи и несоответствия ожиданиям родителей ощущает вину, сильно переживает и сам наказывает себя за ошибки и плохие оценки

Если родители страдают аутоагрессией, ребенок с большой вероятностью будет копировать поведение родных: отказываться от пищи, закрываться в своей комнате, предпочитая семейному общению одиночество, обзывать себя.

Диагностика судорожных расстройств у малышей

Если судорожные подергивания не сопровождаются резким ухудшением самочувствия ребенка, они длительное время могут оставаться незамеченными его родителями. Кроме того, у новорожденных встречаются подергивания конечностей во время сна, разнообразные движения ручками и ножками. Тревожные симптомы требуют консультации невролога и тщательного обследования организма.

Для исследования активности головного мозга применяется электроэнцефалография, однако малые судорожные припадки на ЭЭГ не обнаруживаются.

С целью дополнительной диагностики для выявления причины судорожного синдрома показано:

  • КТ головного мозга;
  • исследование сосудов головного мозга (ангиография);
  • проведение анализов крови на сахар, содержание в ней микроэлементов и т.д.

СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС

СИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС, СШТР. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад. Опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках, и ребенок падает вперед. Изолированное влияние симметричных шейных тонических рефлексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.

Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии).

Как классифицируют аутоагрессию психологи

В психотерапии встречаются два вида аутоагрессивного поведения:

  1. физическая агрессия (присуща больше мальчикам, сопровождается нанесением себе телесных повреждений и физического вреда);

  2. вербальная агрессия (психологическое наказание, которое проявляется словесно – ребенок придумывает себе обидные прозвища, ругает и обвиняет себя).

По содержанию аутоагрессия может выражаться:

  • самоповреждением (нанесением себе ушибов и порезов, страстью к татуировкам);
  • химической зависимостью (курение, употребление наркотиков, алкоголя или токсических веществ);
  • нарушением пищевого поведения (характерно для подростков, проявляется отказом от еды, странных ритуалов в процессе приема пищи, употреблением вредных продуктов, вызывающих боли или тяжесть в желудке, неконтролируемым обжорством);
  • фанатичностью (в ущерб себе ребенок принимает правила группы, например, религиозной или общества спортивных болельщиков);
  • аутистичностью (ребенок замыкается в себе, перестает общаться со сверстниками, исключает для себя интересное времяпрепровождение);
  • виктимным поведением (поздние прогулки или провокационное поведение – словом, поступки и действия, при которых человек рискует причинить вред своему здоровью или жизни);
  • суицидальным поведением (последняя форма аутоагрессии, может быть явной или замаскированной под занятия экстремальным видом спорта, например).
Оцените статью
Карусель
Добавить комментарий