Блоки дьенеша

Содержание
  1. Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп
  2. Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе
  3. Средняя группа
  4. Игра с картинками
  5. Построй ряд
  6. Что лишнее
  7. Укажи на объект с «не»
  8. Почини мостик
  9. Какая фигура исчезла
  10. Конструктор
  11. Игры с блоками Дьенеша
  12. Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)
  13. Игры с блоками Дьенеша для средней группы
  14. Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы
  15. Почему стоит приобрести блоки Дьенеша?
  16. На какой возраст рассчитаны?
  17. Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
  18. Как играть с логическими блоками
  19. Игры с 2 лет
  20. «Отыщи фигурки»
  21. Развиваем память
  22. «Убери лишнее»
  23. Игры с 4–5 лет
  24. «Домино»
  25. «Доложи ряд»
  26. «Найди сокровище»
  27. «Сортировка»
  28. Логические кубики
  29. Примеры занятий
  30. С малышами
  31. С дошкольниками
  32. «Украсим елку»
  33. Занятия с областями
  34. Цепочка усложненная
  35. Игры – приключения
  36. Игры по альбомам-пособиям «Корвет»

Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп

Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша:

Знакомство с основными геометрическими фигурами, а также понятием эталона формы, формирование умения определять цвет и размер объекта, развитие представления о множестве;
Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;
Активизация памяти, развитие способности концентрировать и удерживать внимание, а также психических процессов воображения и речи;
Формирование пространственного мышления, навыков моделирования и конструирования;
Актуализация творческого потенциала;
Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.
Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.

Конструирование разовьёт образное мышление и творческие способности ребёнка, активизирует фантазию и воображение

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:

Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину).

Первая младшая группа (2–3 года) – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитатель постепенно включает блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам, таким образом, расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение детей. Для большей комфортности и эффективности проведения занятий рекомендуется распределять детей в небольшие подгруппы.

Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе

https://youtube.com/watch?v=yhQVkuDZzFcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Логические блоки Дьенеша в I мл группе (https://youtube.com/watch?v=yhQVkuDZzFc)

Навыки сопоставления по признакам.

  • Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки. Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.
  • Средняя группа (4–5 лет) – в течение года дети овладевают навыком определения и сравнения трёх характеристик. Постепенно в речевой лексикон вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации когда каждому ребёнку выдают три карточки-символа и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения здания или строительства дороги, детской площадки и т. д.

Совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации.

Старшая и подготовительная группа (5–7 лет) – продолжается практика использования карточек на три свойства, к концу учебного года вводится четвёртое свойство. Задача педагога — приучить детей строго соблюдать правила игры, закрепить в сознании ребёнка понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться необходимого результата. Диапазон игровых упражнений становится более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.

Логические кубики, как и карточки — символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования

В проведении итоговой диагностики успешности педагогической деятельности по методике З. Дьенеша следует ориентироваться на такой прогнозируемый результат:

  1. У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности.
  2. Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей.
  3. Дети проявляют больше самостоятельности и активности.
  4. Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.

Средняя группа

Дошкольники средней возрастной группы могут играть со схемами и картинками. Желательно выбирать творческие игры с блоками Дьенеша, чтобы воспитанники максимально задействовали фантазию.

Игра с картинками

Для игры нужно купить либо распечатать цветные картинки, изображающие разные объекты в геометрическом представлении. Задача ребенка – правильно наложить на картинку блоки. Например, изображенное автомобильное колесо – это круг. Значит, наложить нужно круглый блок.

Построй ряд

Игра замечательно развивает умение анализировать.

Нужно положить несколько блоков так, чтобы сформировалась четкая последовательность. Играющий должен понять, какую фигуру поставить следующей. Например, красный круг, за ним синий. Следовательно, третьим будет желтый круг. Или такая комбинация: круг, квадрат, треугольник – все красные. Значит, четвертой фигурой будет красный прямоугольник.

Что лишнее

Игра учит группированию объектов по определенным признакам.

Педагог раскладывает перед ребенком 3 или 4 фигуры. Одна должна быть лишней, то есть не имеющей с остальными ни одного общего признака. Игрок должен указать на неправильный объект, объяснить свое решение.

Когда ребенок начнет с легкостью справляться, усложните задание: положите 6 фигур, среди которых две должны быть неправильными.

Укажи на объект с «не»

Воспитатель раскладывает блоки, называет признаки с отрицанием. А дети должны указать на соответствующие объекты. Например, «эта фигура не красная» или «это не треугольник».

Почини мостик

Для игры нужно подготовить карточки, изображающие геометрические фигуры, обозначающие их колеры и размеры. А также аналогичные карточки, но уже с перечеркнутыми изображениями, означающие, что блок не должен иметь такие признаки.

Педагог рассказывает историю о том, как между домами двух каких-нибудь сказочных персонажей сломался мост, и соседи теперь не могут видеться. Задача воспитанников – починить мостик. Только «кирпичики» нужно класть не наугад, а по определенному правилу, тогда сооружение получится крепким, больше не разломается.

Далее педагог показывает 1-2 карточки с параметрами, а дети выбирают подходящие «кирпичики». К примеру, показаны карточки с перечеркнутым треугольником и неперечеркнутым красным цветом. Значит, очередной «кирпичик» для моста должен быть красным, но не может быть треугольником.

Какая фигура исчезла

Игра укрепляет память и концентрацию внимания.

Педагог выкладывает в ряд несколько блоков. Ребенок старается запомнить последовательность, затем закрывает глаза. Воспитатель убирает один элемент последовательности. Воспитанник, открыв глаза, должен вспомнить, какая фигура была на том месте, где теперь пусто.

Игру можно немного усложнить: не оставлять пустое место, а заменить убранный блок другим. Тогда задачей игрока становится возвращение ряда фигур в исходный вид. Если ребенок хорошо справляется, можно усложнить еще больше: заменить не один, а 2-3 объекта.

Конструктор

Дети обожают возиться с блоками Дьенеша как с конструктором. Такая игра развивает воображение, творческое мышление.

Дети конструируют что-нибудь по предложению воспитателя или по собственному желанию. Для начала пусть воспитанники потренируются конструировать с использованием наглядной схемы. Затем они должны подключить фантазию.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.

Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша  для старших (5-8 лет)»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Почему стоит приобрести блоки Дьенеша?

Потому что стоимость набора невелика. Места он занимает немного. Зато всегда под рукой имеется полезная развивающая игра, которой можно увлечь ребёнка.

Этот дидактический материал может понадобиться для самых разных занятий и игр.

Я купила набор блоков, когда моему ребёнку было всего полтора года. Сразу приобрела и три печатных пособия. Первые несколько месяцев мы занимались с блоками практически каждый день. Потом интерес к ним угас, но не полностью.

Так что рекомендую приобрести эту игру как можно раньше, не дожидаясь трёхлетия (формально блоки рекомендованы детям с трёх лет). Уже вскоре после года они могут быть интересны малышу.

Сейчас моему сыну три с половиной года, мы до сих пор регулярно достаём эту коробочку. Расскажу, как мы играли с блоками раньше и как используем их теперь.

На какой возраст рассчитаны?

Блоки Дьенеша приносят пользу детям от двух до десяти лет. Как правило, эту методику применяют в дошкольных образовательных учреждениях и начальных классах школ.

Для самых маленьких (от двух лет) можно предложить простые упражнения, например «давай покормим зверей». Для этого можно использовать детали, которые послужат заменой каких-либо предметов (в данном случае – корма для животных).

Детям средней детсадовской группы (4–5 лет) можно предложить выстраивать разнообразные картинки с помощью цветных элементов набора. Они могут либо использовать уже имеющиеся схемы, либо привлечь к этому свое воображением.

В подготовительной группе детского сада прекрасно способствуют улучшению математических навыков. Дети учатся считать и начинают понимать, что означают понятия «больше» и «меньше».

В начальной школе педагоги успешно пользуются блоками Дьенеша при корректировке усвоения того материала, который ребята не смогли понять на уроке. Дорабатывают «шероховатости» и устраняют недопонимания, как бы играя в блоки и палочки. Также данная методика максимально позволяет задействовать логические подходы к осмыслению и помогает закрепить полученную информацию.

Основываясь на блоках Дьенеша, специалисты разработали для всех возрастных групп соответствующие комплексы занятий и уроков исходя из особенностей каждой из них.

Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Для детей старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими операциями и действиями. Они помогают развивать у детей умение разбивать множество на классы на основании совместимых свойств, развивают умение совершать логические операции «не», «и», «или», умение благодаря этим операциям выстраивать истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

Развитие понятия «множество».

Определение 2

Множество – это одно из ключевых математических понятий, это математический объект, который представляет собой набор, совокупность, собрание каких-либо имеющих общие для всех характерные свойства объектов, которые называют элементами этого множества.

Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша:

познакомить с основными геометрическими фигурами, а также понятием «эталон формы», сформировать умение определять цвета и размеры объектов, развивать представление о множестве;
помочь приобрести первичные навыки алгоритмического мышления;
активизировать память, развивать способность концентрировать и удерживать внимание, а также психические процессы воображения и речи;
сформировать пространственное мышление, навыки моделирования и конструирования;
актуализировать творческий потенциал;
развивать интеллектуальную культуру мышления, то есть умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, самостоятельно анализировать, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения;
воспитать личную инициативность и волевые качества в достижении учебной цели, решать практические задачи и преодолевать препятствия.

Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются в качестве единого целого. Множество включает несколько элементов и ассоциируется с понятием группы. Чем больше элементов в составе множества, тем оно мощнее. В детском саду, с помощью блоков Дьенеша, можно ввести понятия конечных, бесконечных множеств, пустых и состоящих из пяти элементов.

  • конечные множества – это элементы, которые поддаются счету;
  • бесконечные множества – это множества, элементы которых посчитать невозможно, например, звезды на небе или снежинки на поле;
  • дискретные или прерывистые множества – это множества, в которых каждый структурный элемент может восприниматься отдельно;
  • непрерывные множества – в которых элементы не могут восприниматься отдельно, например, стакан воды;
  • упорядоченное множество – в которых элементы находятся в определенном порядке, например, ряд натуральных чисел.

Множество предметов и явлений ребенок воспринимает с помощью различных анализаторов.

К 1-2 годам у детей есть багаж представлений, касающийся множеств однородных предметов, отраженных в пассивной детской речи – строить домик или домики, то есть единственное и множественное число. На этом этапе множества еще не обладают для детей четкими границами и воспринимаются постепенно, по отдельному элементу, без осознания количественной стороны множества. Дети понимают, что такое «много» или «мало», но у этих слов отсутствует четкая количественная характеристика, поэтому они ассоциируются с понятиями «большой» и «маленький».

В 2-3 года дети могут воспринимать множества в их границах, умеют сосредотачивать свое внимание на границах множества, но нет четкого понимания внутренних элементов. Используя блоки Дьенеша, детям можно предложить накладывать предметы на рисунки, заполняя всю часть карточки между крайними элементами

При этом дети могут не воспринимать количество. Они легче воспринимают множество, если они расположено линейно, то есть в ряд.

В 3-4 года дети становятся требовательнее к однородному составу множества, то есть считают, что множество всегда должно состоять из однородных элементов. На восприятие множества влияют качественно-пространственные признаки, к которым относят форму, величину, расстояние между элементами, расположение фигур в пространстве по-разному.

В возрасте четырех-пяти лет, если дети могут воспринимать только однородные предметы – это играет отрицательную роль, в связи с чем, следует предлагать детям материал, требующий выполнения различных операций с множествами. С блоками Дьенеша это сделать очень просто: можно составить единое множество из двух групп, у каждой из которых будут свои особенности, несущественные для целого множества.

Как играть с логическими блоками

Возрастной диапазон использования игрового пособия довольно широк (2-8 лет), поэтому игры и упражнения отличаются по степени сложности.

Игры с 2 лет

Методика Дьенеша для самых маленьких – это первая ступенька малышей на пути к познанию математики. В простейших играх малыши осваивают основные свойства блоков и учатся оперировать понятиями «такой же», «не такой».

«Отыщи фигурки»

Попросите малыша выбрать все кубики по одному свойству. Например, «Дай мне, пожалуйста, все фигуры такой же формы, как эта (треугольная), как называется эта фигура?»

Аналогичным образом строятся игры на поиск блоков, не соответствующих признаку. Например, «Выбери все кубики, которые не такие как эта по цвету. Как называется этот цвет?»

Развиваем память

Перед малышом лежит несколько деталей конструктора. После того как он на них внимательно посмотрит, уберите одну или измените их последовательность, и предложите крошке вспомнить, как было.

«Убери лишнее»

Выберите две фигуры, которые будут отличать друг от друга по одному признаку (большой красный треугольник, большой красный круг), третья фигура пусть имеет лишь одно общее с ними свойство (большой жёлтый квадрат). Предложите угадать, какой блок лишний.

В усложнённом варианте игры уменьшайте число общих признаков до одного, просите объяснить свой выбор.

Игры с 4–5 лет

Возраст для детей – понятие условное, т. к. все зависит сугубо от индивидуальных качеств дошкольника. Предложенное задание должно быть выполнимым, но достаточно сложным, чтобы не угас познавательный интерес.

«Домино»

Понадобится минимум два игрока. Заранее оговариваются условия, по какому признаку выбирать фигуры для хода. Например, только тонкие или только квадратные. Остальные правила как в классическом варианте игры в домино.

«Доложи ряд»

Первый ряд выкладывает ведущий. Игроки определяют для себя один признак и докладывают по очереди свой ряд, подбирая блоки в соответствии с предыдущим.

Например, первый ряд: жёлтый круг, красный квадрат, синий треугольник; второй ряд меняется по цвету: красный круг, синий квадрат, жёлтый треугольник и т. д.

«Найди сокровище»

Перед малышом лежит цепочка из 8 кубиков, под одним из них кладём условное сокровище. Найти его можно только при помощи наводящих вопросов, которые исключают или подтверждают одно свойство. Например,

— Это красный блок?

— Нет.

— Это толстый блок?

— Да.

— Может это треугольный блок? И т. д.

«Сортировка»

Убирая кубики после игры, разделите с малышом работу: он собирает все красные и большие, например, а вы остальные.

Блоки Дьенеша своими руками изготовить из дерева не так легко и достаточно трудоемко. Поэтому проще и дешевле всего сделать бумажные копии кубиков. Единственным их минусом станет отсутствие такого признака, как толщина.

Логические кубики

Это отдельный материал, который продается вместе с набором, но можно сделать его и самостоятельно, скачав схему, вырезав и собрав кубик по пунктирным линиям. Это обычный кубик, на гранях которого располагаются признаки предметов, подобно тому, как это вы видите на карточках, описанных выше. Всего 5 кубиков, каждый из которых посвящен таким признакам, как размер, форма, толщина, цвет, и символам отрицания свойств. Также есть цифровой кубик.

Это игровой элемент, он вносит в занятие долю случайного выбора, когда вы подбрасываете кубик, а он за вас выбирает признаки предмета, с которым дальше придется взаимодействовать. Это очень любят дети.

Примеры занятий

Приведем несколько примеров игр и упражнений по методике Дьенеша. Их применяют как дома, так и в младших, средних, старших группах детских садов.

«Второй ряд». Данная игра эффективно тренирует аналитический тип осмысления. Необходимо использовать несколько фигур. Складываем их в определенной последовательности, например треугольники двух цветов. Пусть малыш попробует догадаться, какая фигура должна следовать дальше. При правильном решении он должен встроить в ряд треугольник третьего цвета. При другом варианте можно создать иную последовательность, например ряд одноцветных фигур. Пусть маленький исследователь догадается, что рядом надо поставить фигуры такого же цвета.

С малышами

Можно смело приобщать к освоению методики Дьенеша детей в возрасте двух лет. К трем годам их интерес возрастет еще больше.

Очень полезным занятием для маленьких ребят станет простое распределение фигур по разным группам, например по цвету. Сложнее для них будет выполнить группировку по размеру элементов и еще сложнее – по форме.

С дошкольниками

Четырех-, пятилетние дети с удовольствием работают с блоками Дьенеша. Они являются прекрасными помощниками в подготовке к дальнейшим обязательным урокам в шести-, семилетнем возрасте и к обучению в первых классах. В этот период ребята могут осваивать множество интересных задач в этой области.

«Украсим елку»

Одно из таких называется «Украсим елку». Нужно вырезать елочку из картона или нарисовать и разукрасить. Далее надо подготовить карточки с подсказками, на которых надо изобразить фигуры, окрашенные в три цвета Дьенеша. Рядом с изображением написать цифру, которая будет означать количество фигурок, помещаемых на елку. Пусть испытуемый попробует понять значение этих схем. А потом, глядя на них и используя элементы блока Дьенеша, украсит елку.

Занятия с областями

Важно вложить в детское мышление понятие множеств. Внутрь нарисованных, не пересекающих друг друга окружностей вложите детали красного цвета, а в другую – желтые. Синие детали оставьте за пределами окружностей

Таким образом ребенок знакомится с тем, что предметы могут находиться внутри и снаружи. Когда дошкольник поймет суть этого занятия, можно приступить к усложнению

Синие детали оставьте за пределами окружностей. Таким образом ребенок знакомится с тем, что предметы могут находиться внутри и снаружи. Когда дошкольник поймет суть этого занятия, можно приступить к усложнению.

Нарисуйте пересекающиеся окружности, в одну из которых положите красные фигуры, в другую – синие, а о том, какие детали надо положить в место пересечения, обучаемый пусть попробует догадаться сам. Это детали красного и синего цвета, одинакового размера и формы, например квадраты.

Цепочка усложненная

Это вариант упражнения для детей постарше. Им предлагается создать цепочку так, чтобы фигуры-соседи имели сходный признак. Например, первая фигура – синий квадрат, вторая – круг, но другого цвета, третья – треугольник цвета, отличающегося от квадрата и круга. Когда это упражнение будет получаться у ребенка без затруднения, можно предложить ему придумывать подобные цепочки самостоятельно.

Затем нужно гораздо сильнее усложнить задание: определить количество предметов, которые будут находиться в цепочке, например восемь, поставить первую и последнюю фигуры, попросить распределить элементы так, чтобы вышел оформленный ряд фигур, не совпадающих друг с другом по каким-либо признакам. Но прежде нужно проверить, имеет ли решение та задача, которую вы придумали, для этого предварительно сами соберите последовательность.

Развивающие игры для дошкольников с блоками Дьенеша смотрите далее.

Игры – приключения

Серьезные занятия могут не прийтись по сердцу вашему малышу. Тогда не настаивайте, а просто расскажите сказку. Например, о том, что каждый из вас — королевский садовник, и король дал задание высадить на клумбу цветы. Теперь, подбрасывая кубик, вы определите, что за цветы будут расти у каждого из участников игры. Возможно, король даже одарит своих садовников.

Подобным образом можно подбирать угощенье для медвежат и бельчат, определяя, какие признаки должно иметь печенье для одних и для других. Инструкция приводит еще целый ряд игр, которые обязательно подойдут вашим детям. Деткам постарше понравится собирать различные схемы. Блоки Дьенеша – это игра, которая никогда не надоедает.

Игры по альбомам-пособиям «Корвет»

Вместе с блоками я приобрела три вот таких альбома. Поначалу мы занимались только по ним.

Они рекомендованы для детей 2-3 лет, но мы начали в полтора. Задания оказались ребёнку под силу.

Больше всего мне понравился альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Пособие содержит картинки-схемы, на которые надо накладывать блоки. Плоская иллюстрация лёгким движением руки превращается в объёмную картинку, изображающую трактор, клоуна, кораблик, зайку и др.

Мой ребёнок просто обожал эту игру. Первое время мы творили практически ежедневно. Ведь это так интересно: было плоское, стало выпуклое.

Следующие два альбома — «Маленькие логики» и «Маленькие логики 2» — нравятся мне меньше. Здесь почти все задания направлены на формирование навыка группировки. Слишком много однотипных задач.

Например: из набора блоков ребёнку надо выбрать только треугольные (выложить из них иголки ёжику) или только красные (построить красную машинку). Или разбить блоки на три группы по цвету и выложить их на соответствующие полянки.

Мы, конечно, все задания выполнили, некоторые по несколько раз, но сыну они быстро наскучили. Чересчур просто и однообразно.

Правда, альбомы эти и сейчас оказываются нам полезными. Листы из него мы часто используем в качестве фона-декорации для настольного спектакля. Задания задействуем в тематических мероприятиях. Например, на День космонавтики я проводила для ребёнка мини-квест по теме. Среди прочих заданий, было и такое: выложить на столе ракеты из блоков Дьенеша.

Сейчас у меня в планах обязательное приобретение новых альбомов, предназначенных для детей более старшего возраста: «Лепим нелепицы» и «Праздник в стране блоков».

Оцените статью
Карусель
Добавить комментарий