§ 104. прилагательные полные и краткие

Длинные

После того, как освоите короткие скороговорки, приступайте к длинным. Их сложность заключается больше не в произношении, а в том, чтобы говорить фразу на одном дыхании. Делать паузу для вдоха можно только между четверостишиями.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол,  не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.

Жили-были три китайцаЯк, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.Жили-были три китайкиЦыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.Вот они переженились: Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипеЯк-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.И у них родились дети:У Яка с Цыпой — Шах,У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони, У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-ДрониС Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —Шах-Шахмони-Лимпомпони.

Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу

Те, кто водят хороводы — хороводоводы.Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!

Кто такие эники?Кто такие беники?Я расспрашивал про этоНо никто не дал ответа.Перерыл я помаленькуСловари-копилкиИ нашел, что слово «бенькиЭто просто — вилки.Беньки, или беники,Присказка к ним — эники!Но не может ложкаЕсть сама окрошку!И не могут мискиСъесть пучок редиски!..Почему же беникиВдруг едят вареники?Потому что слово этоУстарело, как ни жалко,И однажды из буфетаПереехало в считалку.А считалка такова —В ней идет игра в слова,Значит, даже беникиМогут есть вареники!

В недрах тундрыВыдры в гетрахТырят в ведраЯдра кедров!Выдрав с выдрыВ тундре гетрыВытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в ведраВыдру в тундру!

С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадигматических связях предикатов, решает проблему усовершенствования формирующих геотрансплантационных квазипузлистатов всех кинетически кореллирующих аспектов.

Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.

Душевные стихи о любви, трогательные до слез

***

Друг друга быстро обгоняя, Бегут слезинки по щеке… Не плачь, любимая, родная, Прижавшись тихо в уголке.

Клянусь тебе, что не обижу Ни взглядом и ни словом я! Поверь, родная, вот увидишь, Не плачь, любимая моя…

Всегда беречь, лелеять буду Тебя, мне данную судьбой, Нигде в разлуке не забуду Любимый, нежный образ твой!

Давай, я вытру слёзы эти, Прижму тебя к своей груди… Разлуку эту не заметишь, Ты вот увидишь, только жди…

Розалия Мартысь

***

На свиданье дeвушка cпешила В туфляx на выcоких каблукаx, И в толпе cлучайнo зацeпила Шедшегo навcтречу cтарика.

Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!” Oн пoднял уcтавшиe глаза: “Mилая, куда ж вы так спeшитe?” “Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.

“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут, И вcтpечают c pадостью на лицах, А мoя любовь нашла пpиют Там, куда мoгу не тoрoпиться.”

Девушка взглянула на букет, И в глазаx застыло coжаленье … Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт Ей нoшу ромашки в день poждeнья.

Их oна oсoбеннo любила, B вoлоcы вплeтала и в вeнок. Даже в день знакoмcтва, помню, былo Платьишко на нeй в такой цвeтoк.

Mнoгo лет мы были с ней жeнаты, Но не гаc любви волшебнoй пыл. С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты, Я всю жизнь eё бoготворил.”

Улыбнулcя, крeпче cжал букет, И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке… A она смoтрела ему вcлед, Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…

… Он там ждёт за cтoликoм в кафe, Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep … Галoчкoй помeченный в графe Meжду тренингом и важнoй встрeчей.

Да, он изначальнo не cкрывал, Kтo такой, какoй машиной “pулит”. Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал, А она надeялась, чтo любит …

Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк, Нoмеp удалила в неизвeстноcть. Знала вcё, чтo он отвeтить мoг, Толькo бoльшe eй неинтepесно.

Нужен тoт, кто будeт пoнимать, И любить, и чувcтвом дорожить. Нужен дoм, в котоpoм будут ждать … И букет ромашек …oт души.

Марина Яныкина

***

Последняя любовь — как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…

В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь — загадка, как она дурачит — Не хватит жизни разобраться в ней…

Последняя любовь — нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий.. А ты меня ждала, ждала, ждала..

Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…

Последняя любовь — как завещанье, Прозрение, прощенье и прощанье…

Эльдар Рязанов

***

Всё в жизни происходит не с проста. Одних бросают. Без других не могут. И создаётся в жизни суета: К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…

Здесь не известно, прав кто, виноват. Расстались если — смысл догоняться? Да, тяжело… Глаза от слёз болят… И хочется по полной расквитаться…

Какой абсурд! Назад не возвратить. И местью ничего тут не исправить. Сумейте выжить, чтобы дальше жить- Судьба сама всё по местам расставит…

Не надо вслед проклятья посылать- Зачем до унижений опускаться? Честнее будет счастья пожелать, И по людски, по взрослому расстаться…

Но дать понять, что больше никогда Не примите назад, коль не сложилось. Бывает, не уходят никуда- У многих не расстаться получилось!

Всё в жизни происходит не с проста… И многое в сравненьи познаётся. Чтоб не коснулась жизни суета С судьбою не играйте — воздаётся!

Галина Нижник

Польза скороговорок в изучении английского языка

Когда мы учим английский, бывает непросто выговаривать отдельные звуки. Скажем, межзубной звонкий th иностранцы часто заменяют на s, а долгий гласный звук так и хочется произнести, как наш — в смысле русский.

У нас есть отличная статья — звуки в английском языке, загляни!

Это нормально, ведь новые звуки слишком непривычны для мозга и речи носителей другого языка. Одна только теория не очень эффективна, поэтому нужно практиковаться в произношении, чтобы мозг сформировал нужные нейронные связи, а органы речи привыкли совершать правильные движения. Скороговорки помогают ускорить этот процесс.

Скороговорки — это специальные речевые упражнения, чтобы отработать произношение звуков или их сочетаний.

Don’t twist your tongue, twist your brain!

Tongue twisters в переводе с английского значит скороговорки или в буквальном переводе — «заплетатели языка». Скороговорки — это не просто шуточные фразы и стихотворения, но еще и классный инструмент для отработки произношения: в них собраны слова с труднопроизносимыми и сложно сочетаемыми звуками.

При изучении английского языка скороговорки помогают четко выговаривать звуки и слова, избавиться от дефектов речи. При помощи скороговорок можно развить правильную артикуляцию английских звуков, чтобы звучать красиво и естесственно.

Как скороговорки помогают лучше говорить на английском: 4 этапа

Прочтение, прослушивание

Лучше всего услышать правильное произношение скороговорки, прежде чем озвучивать самостоятельно. В этом поможет преподаватель или видео-ролики. Если такой возможности нет, нужно сначала несколько раз прочитать, а затем медленно повторять. После этого — постепенно увеличивать скорость произношения.

Скороговорка будет работать, если вы действительно понимаете, о чем в ней речь. Прежде чем заглядывать в словарь, можно использовать иллюстрации или пофантазировать и сформулировать несколько вариантов перевода скороговорки.

Произношение

Самый трудоемкий процесс. Сначала нужно отработать по отдельности каждый звук, затем слово, которое его содержит, словосочетание и, наконец, весь текст целиком

Потом следим за ритмом и повторяем много раз.

Эмоциональный окрас

Чтобы представить скороговорку полноценно, важно задать ей настроение. Поиграйтесь с интонацией: грустно, весело, настороженно, удивленно

А еще можно добавить движения руками и даже пританцовывать.

Скороговорки еще называют чистоговорками, то есть чистое произношение звуков и слов. Они могут помочь сформировать правильную речь и дикцию. С помощью скороговорок легче учиться произносить слова правильно, не путая звуки между собой.

Кроме того, некоторые скороговорки могут быть символами устного народного творчества и погрузить в культуру страны.

Тест на определение уровня английского
Этот тест на знание английского языка составили методисты онлайн-школы Skysmart. Они подготовили нескучные и актуальные задания на современные темы, чтобы тест был и полезным, и интересным
Пройти тест

Скороговорки на буквы

Овладение всеми звуками языка у малыша происходит постепенно. К 3,5 годам в речи ребёнка появляются свистящие звуки (з,с,ц), следом за ними идут шипящие (ч,ж,ш,щ). Ближе к 5 годам вводятся звуки {р} и {л}. Не все звуки получаются сразу,  и это не страшно. Своевременно начатые тренировки труднопроизносимых звуков помогут быстро устранить все речевые дефекты.

Незаменимым помощником в этом деле стали скороговорки, которые используются как в домашних условиях, так и на занятиях с профессиональным логопедом. Современные скороговорки насчитывают сотни вариантов для оттачивания правильного произношения любого звука. Родителям остаётся лишь выбрать из них те, которые соответствуют возрасту малыша по сложности. При этом стоит учитывать, что длинная скороговорка – не всегда значит сложная.

Скороговорки на «б» и «д»

Для отработки произношения звуков «б» и «д» можно использовать следующие фразы:

У Бобы винт, у Вити бинт.

Краб крабу сделал грабли.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Белые бараны били в барабаны.

Бобры для бобрят добры.

На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб.

Добыл бобыль бобов.

Брёл по речке Боря в брод, Уронил свой бутерброд.

Скороговорки на «т» и «д»

Научиться различать и чётко произносить звуки «т» и «д» помогут такие варианты:

По дороге топал тополь. Тополь топал в Севастополь.

Тридцать три вагона вряд. Тараторят, тарахтят.

На дворе трава, на траве дрова.

Дятел выдолбил дупло, Дятлу в том дупле тепло.

Деликатный кот не доел деликатес.

Скороговорки на «р»

Именно с этим звуком у малышей часто возникают трудности. Его произношение непросто даётся даже некоторым взрослым. Скороговорки со звуком {р} очень важны в работе над чистой речью и хорошей дикцией. Для начала следует выбирать короткие и простые варианты, а для закрепления полученного навыка перейти к более сложным выражениям.

Враг не друг, у ног нет рук.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Боря Ире дал Ириску, Ира Боре – барбариску.

У королевы был кавалер. У кавалера была королева.

У Кондрата куртка коротковата.

Крута гора, в горе  — дыра.

Скороговорки на «л»

{Л} – это ещё один труднопроизносимый для детей звук. Работу над его произношением не следует откладывать.

Пол мыла лара, Лиля Ларе помогала.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

Вкусна халва, халве хвала!

Лань лизнула Лину в лоб.

Скороговорки на «р» и «л»

К скороговоркам повышенной сложности относятся прибаутки, в которых встречаются одновременно оба трудных для малышей звука – {р} и {л}.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Варила, Варвара, варила, да не выварила.

Кроль – орёл, орёл – король.

Протокол по протоколу протоколом запротоколировали.

Кто колпак переколпакует и первыколпакует?

Скороговорки на «г»

Прибауток для тренировки звука {г} тоже много. Они также представлены простыми и более сложными вариантами.

Пал град на пять гряд.

Гордится графиня гранёным графином.

Груша гусениц не любит, грушу гусеницы любят.

Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.

Где горы в городе Гагры?

Скороговорки на шипящие

Шипящие звуки – настоящее испытание для многих детей, да и взрослых тоже. Регулярное проговаривание тренировочных фраз позволит ребёнку незаметно для себя правильно выговаривать шипящие звуки.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шесть мышат в камышах шуршат.

О чём ты плачешь, чучело? Быть чучелом насучило.

На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча.

Не живут ужи, где живут ежи.

Скороговорки на «п»

Наш Полкан попал в капкан.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Купи кипу пик.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Скороговорки на «с»

Свистящие звуки также заставляют малыша потрудиться, прежде чем он научится их дифференцировать с шипящими.

У лисы усы для красы.

У киски в миске сливки скисли.

У Сени с Саней в сенях сом с усами.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Использование скороговорок для детей для развития их речи и дикции – отличный способ в игровой форме развить речевой аппарат ребёнка, помочь ему в овладении трудных для произношения звуков. Регулярные занятия сделают речь внятной и выразительной, а это один из важнейших факторов для успешного обучения детей  в школе.

РУССКИЙ ЯЗЫК

§ 104. Прилагательные полные и краткие

Имена прилагательные имеют полные и краткие формы. Сравните окончания полных и кратких имён прилагательных.

Бел — бел
Бел — бел
Бел — бел
Бел — бел

Определите, какими членами предложения являются выделенные слова.

Белый снег,
Белый мел.
Белый заяц
Тоже бел.
А вот белка
Не бела́
Белой даже не была.

(В. Измайлов)

Краткие имена прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе — по родам.

В предложении краткое прилагательное обычно является сказуемым.

588. Спишите, объясните знаки препинания в конце предложений. Выделите окончания кратких прилагательных. Запишите эти прилагательные в ед. ч. (м., ж. и ср. р.).

Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина, все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но всё с тобой
Душой.

(В. Жуковский)

589. Запишите краткие формы имён прилагательных. Поставьте ударение и прочитайте вслух. Подчеркните беглые гласные о и е. К выделенным словам подберите антонимы.

1. Бли́зкий — бли́зок, бли́зко, близка́; у..кий, резкий, мя..кий, редкий, ни..кий, сла..кий, ро..кий.

2. Ну́жный — ну́жен, ну́жно, нужна́; бледный, горький, страшный, чес(?)ный.

590. Спишите и подчеркните главные члены предложения. Укажите, чем выражено сказуемое. • Определите стиль текста.

У зайца-русака глаза коричневые, уши длинные, большие, усы ж..сткие.5 Шерсть у зайца густая, сверху коричнево-ж..лтая, с тёмными крапинками. На шее она ж..лтовато-коричневая, сзади — серо-белая. Цвет шерсти меняет(?)ся зимой и летом. Окраска помогает3 грызунам скрыват(?)ся от врагов.

У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется.

Могуч (кр. прилаг.). . . . . . . . . . . . . №20

591. Запишите краткую форму рядом с полной формой прилагательных. Обозначьте орфограмму № 20.

Линючего — линюч1 (кр. прилаг.), пригож..му—, хорошего — — — , тягуч..му — — — , горяч..го — — — , похож..му — — — , дремуч..го — — — .

592. Составьте предложения, заменяя, где это необходимо, полные прилагательные краткими. Подчеркните главные члены предложения. • Составьте схему одного из предложений с однородными членами.

1. Утренний, воздух, чистый, свежий. 2. Беленький, ландыш, пахучий. 3. Огромный, страшный, медведь, неуклюжий. 4. Забавный, ёж, колючий.

593. Составьте 4 предложения о животных из сказок (волке, зайце, медведе и т.д.) с однородными сказуемыми, выраженными прилагательными. Подчеркните сказуемые, выраженные краткими прилагательными.

594. Спишите, заменяя данные в скобках полные прилагательные краткими. • Подчеркните обращение.

Дорогие дети!

От души желаю3 вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь (чуткие) и (отзывчивые) к чужому горю.

Будьте (здоровые), любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они (честные) и (сильные)!

(Из письма М. Горького)

595. Составьте (устно) побудительные предложения со словами, данными в рамке. Представьте себе, что вы обращаетесь с просьбой к пассажирам (автобуса, трамвая, электропоезда и т.д.). Не забывайте употреблять слово пожалуйста.

596. Внесите необходимые исправления в предложения с однородными сказуемыми.

1. Сп..ртсмены нашей школы быстрые и ловки. 2. Класс был неуютный и пуст. 3. Будьте счас(?)ливые и здоровы! 4. Будьте ост..рожные и внимательны!

597. Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните в них главные члены.

1. Мария похожая на мать. 2. Я не согласный с товарищ..м3. 3. Я очень благодарный другу за помощь. 4. Кто в этом виноватый?

598. Главный герой картины художника А. Комарова «Наводнение»-заяц. Опишите его: какие у него голова, глаза, уши, шерсть? Где и как он сидит? Расскажите, как случилось, что заяц оказался на дереве. Ваш слушатель — первоклассник, младший братишка. Подумайте, как вы начнёте рассказ, как включите в него описание зайца, как закончите своё повествование. (Репродукцию картины см. в конце учебника.)

Скороговорки для детей на звук Р

Прежде, чем начинать работу со скороговорками на звук Р, важно выяснить, имеются ли проблемы у ребенка вообще с выговариванием этой буквы. Когда ребенок начинает говорить букву Р? Однозначного ответа логопеды не дают, все зависит от развития конкретного ребенка

Так, например, двухлетний малыш, который ходит в детский сад и имеет старших брата или сестру, с легкостью может «тарабанить барабан». А карапуз на домашнем воспитании может не выговаривать этот сложный звук и до 4-5 лет.

Однако, 5 лет — предел и если ребенок не выговаривает звук Р до этого возраста, значит, у него имеются какие-то проблемы. Следовательно, к логопеду ребенка сводить стоит. Логопед подберет не только артикуляционную гимнастику, но и скороговорки на звук Р. Обычно скороговорки для детей 5 лет на звук Р — это простые фразы из 1-2 предложений.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Грач с горяча осерчал на грача
Проворонила ворона вороненка
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла,
До норы не дорыла.
На то хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали.
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка …
(И так до тридцати трёх Егорок.)
На дворе трава,
На траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Отвори, Варвара, ворота,
у двора на траве коли дрова.
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.
Бородач боронил бороной борозду
Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.
У репки да редьки корень крепкий
Тридцать три трубача трубят тревогу
Красный краб кричит «УРА!».
Резать торт пришла пора.
Выдра в тундре
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Бык тупогуб тупогубенький бычок,
У быка была тупа губа.
Киска у крыски украла ириску.

Способы избавления от болезни для детей

Чтобы избежать формирования логоневроза у ребенка, родители должны соблюдать правила воспитания и режим дня.

  1. Выявив неполадки в речи, следует обратиться за помощью к логопеду и психологу. Врачи помогут справиться с нервным напряжением и исправят дефекты благодаря множеству способов постановки звуков.
  2. Приучив детей к правильному питанию, вы обеспечите маленький организм витаминами и энергией для быстрого развития.
  3. Соблюдая режим сна (от 2 до 6 лет 2–3 часа днем, около 10 часов ночью, старше 7 — 8 часов ночью и желательно 1 час днем), вы поможете ребенку справиться с нагрузками.
  4. Оградив дитя от стрессов, не ругаясь в присутствии ребенка, не применяя телесные наказания, вы создадите условия для гармоничного развития.

Полезные советы:

  1. Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
  2. Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звуков « Р», «РЬ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данные звуки в начале, середине и конце слов.
  3. Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
  4. Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
  5. Далее переходим к изолированному «рычанию», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
  6. Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.

На сайте размещена только часть мнемодорожек со скороговорками. Чтобы получить весь комплекс, а это 70 ярких иллюстрированных карточек, напишите на почту [email protected]

Видео с правильным произношением

Чтобы понять, как правильно произносить скороговорку «Лигурия», ознакомьтесь с видео. В ролике известные ведущие и дикторы наизусть рассказывают этот стишок. Мастерски справляется с самой длинной скороговоркой телеведущая Елена Соломина и Габриела Анточел.

Достаточно приложить немного сил и проявить упорство, и вы сможете выучить оригинальную скороговорку «Лигурия». Скороговорка рассчитана на детей-подростков и взрослых. Малышам лучше начать изучать более простые стишки, постепенно увеличивая их сложность. Если ваш ребенок с раннего детства мыслит образно, он с легкостью сможет запомнить простой стишок.

Лингвисты — американские, говорят по английски. Поэтому и скороговорка — на английском. Выглядит так:
.

Исследователи уверяют: некоторые — опять же англоязычные — добровольцы сбивались на первой же попытке быстро выговорить эти шесть слов. Были такие, которые вообще замолкали, теряя на время дар речи. И никто не смог быстро-быстро произнести скороговорку десять раз подряд.
Понятно, что источник ошибок мозг. Но почему он дает сбои? Каким образом? На эти вопросы и отвечали ученые.

Для прояснения сути лингвисты набрали испытуемых, которым для начала предлагали повторить короткие словосочетания — вроде «top cop»

или «cop top»

. Потом длиннее — например, «the top cop saw a cop top»


. В русском языке аналогом подобного упражнения может стать знаменитое «на дворе трава, на траве дрова»


.

Из сделанных американскими учеными аудио записей следовало: ошибающиеся в скороговорках люди чаще всего произносят по два звука сразу. И тем самым уподобляются пишущей машинке, печатая на которой, некто попадает пальцем сразу по двум расположенным рядом клавишам.

Полученные данные дополнили уже имевшиеся. О том, что за произношение тех или иных звуков отвечают конкретные группы нейронов. Язык заплетается тогда, когда человеку надо один за другим издать схожие звуки. Вот тут мозг и дает сбой, потому что нейроны, отвечающие за эти — схожие — звуки находятся рядом. И соответствующие сигналы по сути пересекаются.

У нас в русском языке с трудом дается скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»


. Мозг путает звуки «с» и «ш». Но если заменить их на те, которые сильно отличаются, то ошибки пропадут.«Sally sells seashells»


трудно произносить американцам, приводят исследователи свой пример. И гораздо легче «Mally sells sea-smells»


.

Не каждый русский быстро произнесет без ошибок «Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду»


. Мозг начинает делать вторую характерную ошибку — переставляет звуки местами, выдавая не совсем приличные словосочетания.

Воспроизводя шесть слов «pad kid poured curd pulled cod»


, мозг, по заверениям ученых, сделает все возможные ошибки. Поэтому эта скороговорка и претендует на звание самой трудной. Хотя, скорее всего, надо добавить: самой трудной в английском языке. В русском, похоже, есть и сложнее.
К примеру: «сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать».

Пусть какой-нибудь американец или англичанин попробует это выговорить хотя бы медленно.

Для иных американцев произнести правильно русскую фамилию — проблема. Не то что скороговорку. Насмешат только…

Если верить ученым, то скороговорками они занимаются для того, чтобы понять причины нарушений речи, которые возникают в результате тех или иных нервных заболеваний. А еще для того, чтобы научиться быстро лечить заикание.

КСТАТИ

Вот как толкует скороговорку словарь Даля: «Скороговорка — частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения, например:

В один, Клим, клин колоти.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком


».

Скороговорки — древняя народная забава. И, как правило, народное творчество. Оно продолжается — в том числе и под влиянием технического прогресса.
Вот какую скороговорку придумал кто-то из наших современников: «Флюорографист флюорографировал флюорографистку


».

Проблемами речи занимаются профессиональные логопеды, но вы имеете возможность самостоятельно устранить некоторые индивидуальные дефекты в собственной дикции или речевые недостатки у вашего ребенка. Если при общении с окружающими у вас возникают трудности, люди не совсем понимают и часто переспрашивают вас, просят повторить сказанное, воспользуйтесь скороговоркой «Лигурия» для улучшения дикции. Честное слово, американцам такое даже и не снилось:о)…

Скороговорки (Д)

Дятел дуб долбил,Да не додолбил.

* * *

Дятел,дятел-мой приятельДуб долбит,Как долотом.Помоги мне,Дядя тятел,ДляСкворцовПостроитьДом.

* * *

Дед Додон в дуду дудел,Димку дед дудой задел.

* * *

Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

* * *

У нас на дворе, подворье,Погода размокропогодилась.

* * *

Лошадь с седоком,Да без седла и узды, без подпруги и удил.

* * *

Два дровосека, два дроворуба,Два дровокола отточили топоры,Топоры остры-то до поры,До поры остры топоры, до времени.Ходит квочка около дворочка,Водит деток около клеток.

* * *

Не прибирает Домна дом, у Домны дома всё вверх дном

* * *

Дед Данила делил дыню,Дольку Диме, дольку Дине.

* * *

Ты, молодец, скажи молодцу,Пуст молодец молодцу скажет,Пусть молодец теленка привяжет.

* * *

На меду медовик, а мне не до медовика.

* * *

Раз дрова, два дрова, три дрова.

* * *

Лада Наде ладан дала

* * *

На дуб не дуй губ,Не дуй губ на дуб.

* * *

Дятел дерево долбит,День-деньской кору долбит.

* * *

Вдвоём всё поймём и пойдём на подъём

* * *

Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.

* * *

На дворе трава,На траве дрова.

* * *

Дятел лечит древний дуб,Добрый дятел дубу люб.

* * *

Дарья дарит Дине дыни.

Пение

Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность. Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов.

Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу.

Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать.

При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики:

  • начинается с сильной доли;
  • мелодия нисходящая;
  • темп медленный;
  • короткие фразы;
  • текст прост для произношения.

Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.

Произношение слов начинается с выдоха, сила которого больше на старте. Нисходящая мелодия, соответствует постепенному ослаблению дыхания.

Также легче начинать пение в медленном темпе. После привыкания к нему можно использовать ускоренный темп. Короткие фразы и простые слова не создадут трудностей при пении.

Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап — раздается храп.
Ип-ип-ип — где-то слышен хрип.
Оп-оп-оп — очень толстый поп.
Оп-оп-оп — нажимаем стоп.
По-по-по — наш трамвай идет в депо.
Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.

— П! – мы губы сложим вместе.
— П! – мы выдохнем порезче!
— П, П, П! – пыхтим мы глухо,
Нету голоса у звука!

– П, П, П! – пускает пар
Полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
Путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет,
Паром пышет пароход…

Наша острая пила –
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.

Петуха спросили дети:
– Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
– Хорошо умею петь я.

Скороговорки (Г)

Собрала Маргарита маргаритки на горе,Потеряла Маргарита маргаритки во вдворе.

* * *

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

* * *

Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

* * *

Огурцы — молодцы зеленобелогубы

* * *

Как на горке, на пригоркеСтоят тридцать три Егорки.

* * *

Были галчата в гостях у волчат,Были волчата в гостях в галчат,Нынче волчата галдят, как галчата,И, как волчата, галчата молчат.

* * *

Считалочка

-Гуси, га-га-гуси,Куда вы побегуси?-Га-гусят весёлых нянчить,Рога-галика поклянчить,С га-гусыней погулять,Но га-га-гами повилять.

Дина Крупская

* * *

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

* * *

Гонец с галер сгорел.

* * *

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.

* * *

Летела гагара над амбаром,А в амбаре сидела другая гагара.

Оцените статью
Карусель
Добавить комментарий